Вопросы и ответы по PCAD200X

 

   В данной статье рассмотрено два десятка часто задаваемых вопроса по PCAD200X. PCAD200X в настоящее время считается устаревшей САПР, по причине выхода нового САПР Altium Designer, но в силу различных причин остаётся актуален и сегодня.

     1. Как настроить редакторы Schematic и Pattern Editors так, чтобы шаги сетки и стили текстов заново не вводить при создании нового файла?

   o    Использовать DTP файл и копировать или обновлять из него стили. При этом сам файл  вести тщательно.

            Недостатки: например, копирование LayerSets в DTP файл происходит с упорядочиванием по имени, а копирование их из DTP файла - уже не по имени, а «незнамо как». Это приводит к тому, что «хоткеи», назначенные в Preferences не будут соответствовать привычным и ожидаемым.

   o    Сделать (*.sch, *pcb) шаблоны с нужными настройками.

            Тем более, что можно сохранить с их помощью вообще полностью подготовленное workspace. На файл шаблона нужно не забыть поставить атрибут Read Only, тогда случайно перезаписать будет невозможно. При команде Save будет выполняться Save as.

 

   o    Записать макрос, где задаются сетки и стили текста. Удобно при создании символов.

___________________________________________________________________________________________________________

2. Как нарастить длину трассы в PCAD, путем трассировки этих трасс со множеством синусоидальных изгибов, оптимальнее?

            Можно не трассировать всякий раз эти изгибы заново для каждой из трасс, а
скопировать через буфер обмена ранее сделанные/сохраненные участки синосоидальных трасс, а для сохранения названия цепи сделать util/Reconnect Nets.

___________________________________________________________________________________________________________

3. Как можно соединять несколько цепей между собой?

            Есть возможность провести несколько дорожек к одному полигону "Copper Tie". Что позволит вам соединить несколько цепей вместе, не теряя возможности разводить их как разные цепи, не нарушая список цепей.

            Например, вы можете объединить несколько разных земляных цепей в одну общую цепь у источника питания.

            Сделать это можно двумя способами: поместить полигон "copper tie" поверх разведенных цепей, которые вы хотите соединить, или провести цепи к уже существующему полигону "copper tie".

            Что бы создать полигон "copper tie" необходимо:

     o    поместить полигон (не путать с "Copper Pour") на сигнальный слой и придать ему нужную форму;

     o    выделить полигон, кликнуть на нем правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выбрать строчку "Properties";

     o    выбрать закладку "Tie";

     o    установить галочку в поле "Copper Tie";

     o    в поле "TieNet" ввести имя для создаваемого соединения;

     o    выбрать цепи, которые необходимо соединить, перенося их имена из списка существующих цепей в список соединяемых. Необходимо перенести как минимум две цепи;

     o    нажать ОК.

            Если вы посмотрите свойства каждой из цепей, которые вы выбрали для соединения, то вы увидите, что у каждой из них появился атрибут "TieNet", в значении которого записано имя созданного вами соединения.

            Полигон "copper tie" обладает следующими свойствами:

      o    с полигоном "copper tie" можно соединять две или более цепей;

      o    содержимое поля "TieNet" полигона должно совпадать со значением атрибута "TieNet" подключаемых цепей;

    o  когда полигон "copper tie" помещен в область заливки ("Copper Pour"), то после перезаливки области, между заливкой и полигоном образуется отступ, даже если это одна из соединяемых цепей;

      o    полигон "copper tie" не может соединять области разных цепей на "plane" слоях,

      o нельзя использовать полигон "copper tie" для соединения неразведенных участков цепей. DRC посчитает такие цепи не разведенными.

            Для полигона "copper tie" и линии цепи с одинаковым значением атрибута TieNet не будет сообщаться об ошибке замыкания или не достаточного зазора между ними. Однако при всех остальных ошибках зазоров или при замыканиях будет сообщено об ошибке, даже если ошибка будет между двумя цепями с одинаковым значением атрибута TieNet.

            Хотя DRC и не сообщает об ошибке при присоединении нескольких цепей к полигону "copper tie", но если цепи уже являются замкнутыми между собой, то будет выведена ошибка, даже если место замыкания находится под полигоном "copper tie".

            Ошибка будет выдана и в случае если к полигону "copper tie" не будет подведены дорожки, как минимум двух цепей.

            Если цепь с атрибутом TieNet не будет подведена к полигону "copper tie" с таким же значением TieNet, также будет сообщено об ошибке.

            Ошибки будут появляться и в случае нарушения зазоров между цепями и полигоном "copper tie" с разными значениями TieNet.

___________________________________________________________________________________________________________

4. Как сделать каплевидные отводы от переходных отверстий и площадок?



           
С помощью утилиты "Teardrop.exe", лежит. Только делать или на последнем этапе или делать их готовыми к вычищению.

Поясню:

     o    В утилите выбираете Custom Line Width, пишите туда, например 11 (это в mils'ах), ширину надо выбирать такую, которую вы на плате не используете;

     o    далее создаете все как обычно;

     o    а что бы удалить заходите в меню Options/SelectionMask и выбираете там только
линию с заданными параметрами (в WinXP это квадратик в нужном поле),
далее задаете толщину линии точно такую же как задавали в утилите в милсах,
в моем примере это будет "11mil". Вводить единицу измерения (mil) обязательно
(по-другому у меня не получалось, т.е. не должно быть округлений);

     o    далее выделяете всю плату и жмете клавишу Del.

___________________________________________________________________________________________________________

5. Можно ли на время в PCB отключить показ связей? При размещении компонентов на плате, связи между компонентами постоянно лезут под руку.

            В Design Manager - правой кнопкой на цепи Show Connection/Hide Connection,
плюс через него удобно вкл./выкл. отображение по классам цепей - выбираем класс,
в окошке с перечнем цепей Select all, а дальше как с одной цепью - правая кнопка на выделенном и Show Connection/Hide Connection.

            Еще можно скрыть связи в PCB редакторе в меню Edit/Nets, последовательно нажав кнопки SetAll, Hide, Close.

            Что бы показать связи в PCB редакторе в меню Edit/Nets, последовательно нажмите кнопки SetAll, Show, Close.

            Подобным образом можно добиться отключения связей только определенных цепей.

            Кроме того, можно оставить соединения отображаемыми, но не выделяемыми (что бы ни лезли под руку).

            Дляэтогоменю Options/Selection Mask назакладке Single Selections уберитегалочку Connections.

___________________________________________________________________________________________________________
6. Можно ли в редакторе PCad2002 Schematic повернуть УГО на 45 градусов?

            Можно нарисовать символ под углом 45 градусов и прицепить его как IEEE символ (вряд ли он у вас занят):


___________________________________________________________________________________________________________

7. Как развернуть элемент на 45 градусов в PCB-проекте?

            Можно повернуть на любой угол. Вращение компонента - shift-R. Шаг изменения угла задается в options-> configure-> general -> rotation increment.

___________________________________________________________________________________________________________

8. Как сделать нечто, на подобие переключателя в китайском тестере?

            Векторной системы координат в «пикаде» нет, так что быстро это можно сделать примерно так:

     o    узнать сколько секторов надо и вычислить угловой шаг,

     o    выставитьэтотшагв Options/rotation increment,

     o    нарисовать сектор нужной формы (две окружности, два радиуса, и обрисовать нужное поле)

     o    далее выделить нарисованную фигуру и поставить selection point в центр окружности,

     o    далее копируем это все в буфер обмена,

     o    далее вставляем из буфера и не отпуская кнопку мыши вращаем с Shift+R, и так нужное количество раз.

Выглядеть это будет примерно так:


___________________________________________________________________________________________________________

9. Как создать контактную площадку сложной формы?


Смотри статью

___________________________________________________________________________________________________________

10. Можно ли увеличить количество отображаемых десятичных разрядов координат в метрической системе до четырех? По умолчанию отображается три, но в самом проекте, судя по всему, хранится четыре.

            Да, можно. Открываете текстовым редактором PCB.ini и меняете в строке MillimeterPrecision=3 тройку на четверку.

___________________________________________________________________________________________________________

11. Как вырезать правильную окружность в полигоне?

            Можно сделать квадрат cutout'ом, потом Fillet Handles поставить в центр квадрата, и покрутить Chord Height. При перерисовке полигонов ничего не испортится... См. рис.

 

            Аналогичным образом можно сделать и круглый полигон, и полигон любой другой формы.

___________________________________________________________________________________________________________

12. Где искать неразведённый кусок?

            Чтобы найти недоведенные связи на плате вовсе не обязательно скрывать все видимые слои. Достаточно в маске селекции выбрать выделение только для "Connection" и охватить рамкой выбора область поиска, например всю площадь платы. Если на плате есть линии "Connection" и они попали в область рамки выбора, то если связей несколько, тогда можно будет увидеть тонкий пунктирный прямоугольник по границам области выделенных не проведённых связей, где их и следует искать.

            О количестве не проведённых связей можно судить по количеству выделенных элементов, которое отражается в статусной строке. Если выделяется всего одна connection-линия, если она короткая и ее сразу не видно, то можно применить прием установки точки привязки для выделенного объекта - тоже отобразится прямоугольник выделенных объектов, где на одном конце будет точка привязки, а на другом конце по диагонали - тот элемент, который ищется.

            PS. Чтобы искать линии недоведенных связей надо не забыть включить их отображение для всех цепей в окошке Edit/Nets

___________________________________________________________________________________________________________

13. Зачем нужны RefDes2 и как их делать?

            Обычно на каждую плату делают так называемую "монтажку" и/или сборочный чертеж. Графическую информацию для них располагают на слоях TopAssy и BotAssy. Для компонентов обычно это, размещенные еще при создании паттерна, габаритный контур, метки по ориентации компонента, атрибуты RefDes, Type, Value и т.д., в общем то, что нужно для удобства работы с документом.

            Кроме того, часто на плате делают маркировку краской (шелкографию), на которой при создании паттерна тоже размещают упрощенный контур компонента и на которой тоже удобно иметь позиционные обозначения.

            Вот тут и удобно воспользоваться атрибутом RefDes2, т.к. создавать и размещать RefDes2 на паттернах заранее не надо, это делается за несколько секунд на разведенной плате и при создании атрибут попадает как раз на слой шелкографии на стороне компонента. Конечно, созданные атрибуты придется расставлять, но текст на шелкографии все равно надо расставлять т.к. угадать удобное положение на все случаи жизни при создании паттернов не возможно.

            И еще одно преимущество использования RefDes2 для шелкографии заключается в том, что при мультиплицировании платы в одном файле или при размещении нескольких плат в один файл  обозначения компонентов на шелкографии не изменяются, в отличие от случая, когда на шелкографии лежит атрибут RefDes.

            Создать у всех компонентов атрибут RefDes2 и скопировать в них значение RefDes очень просто.

            Для этого установите в Options/Selection Mask галочку только у Component, обведите выделением всю плату, что бы все компоненты оказались выделенными, зайдите в редактирование свойств (Edit/Properties или из контекстного меню), выберите закладку Attributes, нажмите кнопку Add, в поле Name введите имя RefDes2, установите галочку Visible, выберите нужный TextStyle из списка, поставьте точку привязки так, как вам удобнее и жмите «Ok».

            Теперь не снимая выделения запустите утилиту RefDesud.Exe (она находится в папке с пикадом, например "C:/Program Files/P-CAD 2002/Utils/RefDesud.Exe"), в ее списке должны появиться все выделенные компоненты. Теперь жмите на кнопку Update RefDes2, выходите из утилиты и приступайте к расстановке обозначений на плате.

            Если в дальнейшем обозначения на плате поменяются, то нужно будет снова выделить все компоненты, и запустить утилиту RefDesud.Exe.

            А тем кто в библиотеке на патернах размещает атрибут RefDes на слое шелкографии будет полезна DBX утилитка для работы c атрибутами RefDes2 в PCB P-CAD 2002. Одна из её особенностей в том, что вновь созданные атрибуты "RefDes2" будут размещены на слое "TopAssy" или "Bot Assy".

_________________________________________________________________________

14 Можно ли скопировать плату из одного проекта в другой так, чтобы всё там сохранилось?

            В одном проекте выделяете все и копируете, а в другом: Edit -> Paste -> Circuit. Правила заливки у полигонов останутся. REFDES-ы в пикаде при вставке можно сделать с каким-либо префиксом, тогда основа и нумерация останутся.

            Для сохранения обозначений на шелкографии их можно сделать с помощью RefDes2 (см. вопрос «Зачем нужны RefDes2 и как их делать?»).

___________________________________________________________________________________________________________

15. При редактировании элементов изображение съезжает с сетки...

            При загрузке элемента в редактор, он ставится в сетку 2.54, причём точно в узел сетки попадает RefPoint, выделите весь элемент, возьмите элемент за RefPoint и не отпуская левую кнопку мыши сдвиньте по сетке, после чего горячей клавишей G переключите сетку на необходимую вам (её надо задать заранее, перед смещением компонента), переместите RefPoint в узел новой сетки и только после этого отпустите левую кнопку мыши. Элемент окажется в новой сетке.

            Как альтернативный вариант - в контекстном меню у выделенных объектов есть пункт "Selection Point", который позволит схватить выделение точно за вывод или за RefPoint.

            Если вы не закончили работу с элементом сохраняйте его не в библиотеке а как отдельный файл элемента, При выходе редактор сам предложит это, тогда при открытии этого файла все настройки которые вы делали сохраняться.

___________________________________________________________________________________________________________

16. Как сделать, чтобы один и тот же copper pour подключался к одному типу к.п. напрямую, а к другому типу через термальное соединение?

Есть несколько вариантов:

o    Сделать Сложный Падстек (Complex Pad Style), в котором задать для нужных сигнальных слоев в поле Shape значение DirectConnect, а для слоев с маской создать описания с нужной формой и размерами выреза. Выбрать этот стиль для нужных площадок, а в свойствах copper pour поставить термальное соединение;

o    Можно сделать несколько соприкасающихся copper pour с разными настройками;

o    Можно в нужных местах на copper pour с термальным барьером наложить второй copper pour с прямым подключением;

o  Можно в нужных местах на copper pour с прямым подключением наложить Cutout'ы и сделать термальные соединения дорожками.

            Первый способ является более правильным, т.к. не создает лишних наложений и не увеличивает количество элементов разводки.Кроме того можно создать стили падов с настройкой Prohibit Copper Pour Connections для отдельных слоев,чтобы copper pour обходил некоторые площадки, находящиеся в одной цепи с ним.

___________________________________________________________________________________________________________

17. Подскажите какой прогой или утилитой можно сравнить списки цепей, которые могут генериться из SCH и PCB?

            В редакторе печатных плат меню Utils / Compare Netlist или Утилитой Netcomp.exe, которая находится в папке с пикадом.

___________________________________________________________________________________________________________

18.  Есть несколько одинаковых компонентов, как сместить контактную площадку (и вообще что-либо поменять) у паттерна одного элемента на печатной плате, чтобы не изменились паттерны остальных таких же компонентов на плате?

            Просто так сместить не получится. Единственное решение - создать дополнительный Pattern Graphics (PG) для этого корпуса со сдвинутой куда нужно контактной площадкой.

            Откройте в Pattern Editor корпус, добавьте ему дополнительный Pattern Graphic, сохраните результат. Затем в PCB обновите компонент, а затем выделите тот, у которого нужно изменить посадку и в контекстном меню выберите пункт "Edit Pattern Graphics".
Там выберите тот вариант посадки, который вы добавили в Pattern Editor и нажмите кнопку Current>>, затем ОК. ВСЕ! Ничего в схематике делать не надо. Никакие другие элементы того же типа своего вида не изменят!

            Этот же механизм используется для создания паттернов с несколькими видами монтажа (горизонтальный, вертикальный и т.п.).

___________________________________________________________________________________________________________

19. Как правильно создавать компоненты для авт. монтажа? Glue Point, Pick Point куда и как ставить?

            Glue Point - точка нанесения на плату капли клея при монтаже smd на нижней стороне платы. Логично, что ее нужно ставить в центр тяжести компонента. Но если в этом месте площадка - то либо рядом (возможно несколько точек), если есть много свободного места чтобы клей не попал на площадку, либо не ставить вообще и не монтировать такой компонент на нижнюю сторону.

            Pick&Place Point - точка, за которую станок берет компонент. Должна стоять в центре тяжести компонента,
иначе станок может ронять компонент. Центр тяжести в большинстве случаев совпадает с геометрическим центром корпуса.

Вариантов проставить эти точки три:

  1. Правильный. Ставятся в момент создания SMD-компонента. Привычка ставить появляется довольно быстро.
  2. Если плата уже разведена. В библиотеке проставляем точки, в PCB - Utils->Force update.
  3. Если плата разведена, а библиотеки нет:

 

  • Создаем произвольный элемент с этими точками. Добавляем его в плату.
    Сохраняем плату в формате ASCII (обратить внимание на строчную 'я' - если есть, пропатчить пкад утилитой
    !0xFF с platnaya.ru, или заменить строчные 'Я' на прописные).
    Открываем в редакторе. В начале файла находим описание нашего элемента и смотрим как в нем описаны точки.
    Копируем описание точек в описания всех smd-элементов, вычисляя координаты точек исходя из координат крайних выводов.
    Сохраняем файл, загружаем, проверяем, сохраняем в формате bin.
  • Или создаем из Ascii *.sch и *.pcb библиотеку, подключаем ее и делаем 2й пункт.

___________________________________________________________________________________________________________

20. Что такое "Архивная библиотека" и как ее сделать?

            Архивная Библиотека (Arhive Library) это библиотека, в которой содержатся только используемые в данном проекте компоненты. Она может быть очень полезна, особенно для больших дизайнов, для хранения информации о необходимых для проекта компонентах в одном доступном месте, для передачи проектов на доработку или сопровождение. Она позволяет избавиться от необходимости хранения полного набора библиотек, использовавшихся при создании проекта. Создается Архивная Библиотека из меню Library, команда Arhive Library. По этой команде из открытых библиотек (Library/Setup/Open libraries) во вновь создаваемую библиотеку копируются компоненты (с символами и паттернами) использованные в текущем проекте (открытом в активном окне).Заметьте, что в открытых библиотеках должны быть все компоненты, используемые в текущем проекте.

            Результат работы команды (ошибки, предупреждения и др.информация) будет отображен в файле "ArchiveLibrary.err",который будет создан в одной папке с вновь создаваемой библиотекой.

___________________________________________________________________________________________________________

21 Можно ли из файлов *.sch и *.pcb достать схемное изображение компонента и его посадочное место, для того чтобы отредактировать их, а затем засунуть в библиотеку?

Есть два варианта:

ü  для отдельных компонентов:

o   Правой кнопкой на нужный компонент -> Explode, получившееся месиво копируем Symbol Editor/Pattern Editor, редактируем видимости атрибутов и сохраняем в своей библиотеке. В библиотеке потом символ и корпус можно объединить в компонент.

o   Я обычно сначала копирую компонент на какое-нибудь свободное место листа, чтобы было видно что конкретно относится к компоненту после Explode.

ü  для всех компонентов:

o   Сохранить *.sch и *.pcb в Ascii формат, загрузить Library Executive и воспользоваться пунктом меню Library/Translate, отдельно для схемы и для платы. Получаем две библиотеки с компонентами, но одну с символами, а другую с паттернами.

o   Теперь надо объединить паттерны с помощью команды Library/Merge Patterns. В качестве Destination Library надо указать библиотеку с символами.

o   В результате из файлов проекта получается библиотека.